Проблема детского дорожного - транспортного травматизма продолжается оставаться одной из самых болезненных.
В подавляющем большинстве случаев жертвами ДТП становятся юные пешеходы в возрасте от 7 до 14 лет. Причина трагедий: незнание правил дорожного движения, невнимательность, неадекватная оценка своих возможностей. Все это – следствие слабой подготовки подрастающего поколения к безопасному поведению в условиях современного дорожного движения.
Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Только обучение детей правилам безопасного поведения на дороге может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Общепризнанным наилучшим вариантом предотвращения трагедий на дорогах являются профилактика. Коренным образом изменить ситуацию в сторону улучшения одной школьной программой по ОБЖ, к сожалению, невозможно. Слишком мало учебных часов и, самое главное, нет действенной методики контроля и оценки качества знаний, поэтому необходимо искать альтернативные формы и методы работы с детьми. В этом смысле движение ЮИД – реальная надежда и возможность повлиять на ситуацию с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Было бы большим заблуждением считать, что движение ЮИД – это детская игра или форма организации клубного досуга школьников. Достаточно побывать на любом районном, городском или республиканском конкурсе, как станет ясно, что таких результатов в конкурсах и специальных дисциплинах без упорной основательной подготовки достичь невозможно. С одной стороны, движение ЮИД сродни профессиональному спорту, точнее даже – многоборье, где без ежедневных разноплановых тренировок нечего и мечтать о призах, с другой, ИЮД – это школа жизненно необходимых знаний, школа, требующая прилежания, упорства, ответственности.